КНИГА СЕДЬМАЯ
Об умении выносить судебные приговоры, лежащие на путях, справедливости, чтобы предметы несогласия и спора исчезли из среды человечества и змее не было хорошо, а лягушкам плохо.
«Твоя правда»
Насреддина Афанди в народе знали как справедливого человека, поэтому его и избрали казием.
Придет к нему кто-нибудь и посетует, что по бедности не может жениться.
Афанди ему говорит: «Твоя правда!»
Придет другой и поплачется на безденежье.
И с тем соглашается Афанди: «Твоя правда!»
Придет третий, пожалуется на плохой характер жены.
И тому он скажет: «Твоя правда!»
Слушала жена Афанди, слушала, как он всем и каждому дает одинаковые ответы, и сказала:
— Удивляюсь я вам, какой вы бестолковый! По-вашему выходит, что и правый прав, и виноватый прав.
А еще зовут вас мудрым и справедливым! Не грешно ли так делать?
Афанди ответил жене:
— Твоя правда!
Волшебная палка
В бытность Насреддина Афанди казием один горожанин пожаловался, что его дом обворовали.
Пострадавший заподозрил соседей, но не мог сказать, кто из них совершил кражу.
Афанди велел привести всех его ближних и дальних соседей и допросил их.
Конечно, никто из них не признался в краже.
Тогда Афанди роздал всем по палке совершенно одинаковой длины и заявил:
— Завтра утром все приходите ко мне с этими палками, и я узнаю, кто виновен: у вора палка вырастает за ночь на поллоктя.
А теперь можете идти.
Те, у кого совесть была чиста, бросили свои палки в угол и улеглись спать.
Не мог уснуть только вор.
В полночь он встал с постели, отрезал от палки пол-локтя и только тогда спокойно уснул.
Утром, когда все снова собрались, вор сразу же был обнаружен.
Однако он запротестовал:
— Разве это справедливо? Разве это по шариату? Ха, по палке судить! Я протестую!
— Ах, так! Ты еще недоволен?—сказал ему Афанди.— Тогда эта же палка заставит тебя признаться вторично!
Эй, разденьте его и дайте ему сто горячих этой самой палкой, пусть будет по шариату!
Услыхав слова Афанди, вор сознался в краже.