КНИГА
ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ
О хитрости, которая наталкивается на хитрость, о тонкости опутывания простаков и о том, что загонять верблюда
в мышиную нору — напрасный труд.
Воспитание осла
Пока Афанди распивал чай в чайхане, его осел, соскучившись, пустился бродить по базарным рядам.
Забравшись к зеленщику, он произвел изрядные опустошения в корзинах с морковью и огурцами.
Хозяин лавки погнался за ослом.
Тот поскакал прочь и расколотил уйму глиняной посуды у горшечников.
Весь базар явился в чайхану и потребовал:
— Эй, Афанди, это твой осел?
— Мой.
— Плати убытки!
— С какой стати! Разве я ел морковь и бил ваши горшки?
— Нет, но это сделал твой осел.
— Ага,— воскликнул Афанди,— значит это все-таки сделал не я, а осел.
Но разъяренные базарчи не успокаивались. Тогда, тяжело вздохнув, Афанди сказал:
— Приведите сюда всех ослов.
Когда согнали всех ишаков, каких нашли на базаре, Афанди слез с помоста, подошел к своему ослу и закричал:
— Такой ты сякой, ишачий сын, разве я тебя так воспитывал, безобразник?
Получай же! А вы, уважаемые ослы, смотрите и набирайтесь ума-разума.
И отколотил осла палкой.
Затем он отправился в чайхану допивать чай, сказав:
— Теперь все в порядке — осел наказан в присутствии ослов. Истина восторжествовала.
Отличный повар
Правитель города, знавший о том, что Насреддин Афанди любит вкусно поесть, однажды спросил его:
— Скажите, Афанди, что лучше: плов или манты?
— Как я могу сказать, что лучше, не попробовав ни того, ни другого?
Тогда правитель угостил Афанди и пловом и манты.
— Хулить плов было бы грешно,— заявил после обеда Афанди,
— но и манты не уступают ему ни в чем.
Однако окончательное решение можно вынести, лишь попробовав вашего шербета...